Музыка будущего и будущее музыки 4. Интерактивный клуб | БЛОГ ПЕРЕМЕН. Peremeny.Ru

А теперь – некоторое резюме сказанного в этих трех интервью 2000 года, после чего я расскажу об одном из возможных вариантов развития музыки на ближайшее столетие подробнее. Так, как я это себе представляю.

Речь пойдет о проекте интерактивного клуба с использованием терменвокса.

psych_ateliertheremin_k.jpg

Но сначала по поводу интервью. Что бросается в глаза, так это единодушие всех трех респондентов насчет того, что в будущем музыке превратиться в своего рода интерактивное развлечение и будет оказывать эффект, похожий на тот, который можно получить при употреблении ЛСД. Когда речь напрямую заходит о прогнозах, то и Козлов, и Спайдер, и Ландерс сходятся в том мнении, что музыка станет неотъемлемой частью некой интерактивной видеоинсталляции. Какого-то глобального мультимедийного синтетического нового искусства.

Вот что говорит Алексей Козлов:

«Сама по себе музыка будет уже составной частью какого-то интерактивного действа, связанного с Интернетом, с каким-то видео-экраном, где люди будут тусоваться уже не под музыку, а под видео-изображение. То есть компьютерная технология музыку отведет на задний план, музыка станет частью еще какого-то времяпрепровождения. (…)Музыка будет совсем на заднем плане, там ритм один останется, и это будет еще совмещаться с какими-то эффектами, связанными с компьютерными технологиями… Короче говоря, музыка станет частью виртуального развлечения».

Вот что говорит DJ Spy.der:

«Один из вариантов музыки будущего: я представляю себе некий объект, здание, состоящее из большого количества разнообразных залов, отличающихся друг от друга, скажем, по цвету. А музыкальное, или звуковое сопровождение будет выполняться уже не столько носителями типового характера, к каким мы привыкли – винил, CD или еще что-то – а рассчитанными диапозонами частот, вызывающими в человеке те или иные эмоции. В принципе, музыкой это назвать, конечно, сложно, но, учитывая темпы технического прогресса, это вполне вероятно».

А вот Мартин Ландерс:

«В идеале, я лично себе представляю, что когда-то очень далеко, в далеком будущем будет какой-то психоаналитический анализатор мозга, который уже в зависимости от твоего внутреннего состояния будет писать твою личную музыку, основываясь на твоей мысли. То есть человеку не нужно будет знать ни нот, ни владеть какими-то инструментами, он просто будет музыку синтезировать своим мозгом, и все это будет как-то звучать. Это когда-то будет, очень не скоро. (…) Может это будет как-то завязано с какими-то оптическими вещами, то есть музыка и изображение станут чем-то единым».

131stor.jpg

Примерно в то же время (2000 год) я взял большое интервью у Андрея Смирнова, руководителя центра электроакустики при московской Консерватории («Термен-центра»). Это интервью было уже опубликовано на Переменах.

Дело в том, что тогда наблюдался большой всплеск интереса к терменвоксу. В частности, в том же номере, для которого были взяты интервью у Козлова, Ландерса и Спайдера, была опубликована и написанная мной краткая история этого музыкального инструмента (первого электронного музыкального инструмента, изобретенного в начале XX века российским физиком Львом Терменом). Эта статья о терменвоксе тоже была на Переменах, и, если вы не знаете, что такое терменвокс, я рекомендую прочитать ее, а также — упомянутое интервью с Андреем Смирновым, прежде, чем вы станете читать дальше этот текст. Так вам проще будет уяснить, о чем это я вообще толкую.

Так вот, возникший во всех трех интервью вопрос о роли терменвокса был задан неспроста. Для меня уже тогда было совершенно очевидно, что именно в помощью этого устройства можно достичь того, о чем как о «будущем музыки» говорили Козлов, Ландерс и Спайдер. Потому что терменвокс это тот самый прибор, который улавливает малейшие колебания человеческого тела (а значит и души, потому что колебания тела прямо зависимы от психического состояния человека).

Вот что сказал мне Андрей Смирнов: «Из своего концертного опыта я вынес, что очень удобно использовать терменвокс как контроллер, которым я управляю определенные параметры звука и настраиваю его так, что я почти не должен двигаться: малейшее движение локтя, например, меняет параметр. Моя поза, фактически, является органом управления, то есть я, меняя позу, контролирую звук. Таким же образом можно управлять звуком с помощью биотоков своего мозга, что тоже является одним из наших планов (то есть так, чтобы совершать вообще минимум движений, хотя это – крайность)».

Кроме того, уже в 2000 году было известно, что с помощью терменвокса можно управлять не только звуком, но и визуальным рядом — цветом, светом, линией. То есть если подключить терменвокс (а может быть множество терменвоксов либо приборов, работающих примерно по тому же принципу, что и терменвокс) к компьютеру, на котором установлены определенные программы, можно управлять просто любыми параметрами. И не только аудио. А в итоге – получить ту самую «музыку будущего», которая уже как бы и перестает быть музыкой, но, возможно, становится своего рода универсальным средством времяпрепровождения человека, нацеленного на получения эстетического (да и этического) удовлетворения. Не буду здесь снова произносить слово «искусство», чтобы избежать лишних споров.

Уже в конце 90-х начале 2000-х были написаны программы, с помощью которых через терменвокс можно было управлять не только звуком (при чем любым абсолютно звуком, тут уже все зависит от фантазии композитора и программиста), но и светом, цветом, линией. И хотя тогда все эти программы были крайне несовершенны и достаточно примитивны, но все же: удачно подхваченные и развитые идеи Термена 20-х годов XX века уже явно представлялись прямой предпосылкой для глобальной психоделической революции в мире искусства века XXI.

jesus-plays-the-theremin.jpg

Уже тогда я подумал о возможности создания некой интерактивной среды, своего рода мультимедийного театра или клуба. Некого, например, помещения, в котором любое движение человека (а в идеале любая его мысль, любое чувство) тут же выражалось бы вовне и принимало форму звука, цвета, запаха, образа… Ну или (если упрощать и создавать именно произведение искусства), скорее, речь должна идти не совсем о любом движении, но – об определенных движениях. Или о группе движений и жестов, которые так или иначе достаточно часто совершают люди…

Представьте себе ночной (ну или не ночной) клуб, куда вы приходите, чтобы там расслабиться, выпить, с кем-то познакомиться, послушать музыку, пообщаться с кем-то и так далее. Всё так, как бывает в клубах, но… не всё.

Вскоре вам начинает казаться, что каждое ваше движение, каждый поворот головы, каждый жест – плавный или резкий, случайный или нет – буквальным образом влияет на то, что вас окружает. Еще через некоторое время вы абсолютно точно убеждаетесь, что от вас определенным образом здесь зависит все: и настроение мелодий, и их тембр, и их громкость, и яркость света, и интенсивность цветовых оттенков, окружающих вас, и даже запахи благовоний, которые в какой-то момент начинают менять характер тоже в зависимости от вашего поведения (а поведение, разумеется, зависит от вашего настроения и так далее). Когда вы начинаете, допустим, танцевать, музыка тоже явно следует за вами. При этом нет никакого хаоса. Никакого диссонанса. Ничего постороннего. И это не ваша личная паранойя: каждый, кто находится в пространстве этого клуба, тоже в той или иной степени замечает, что все происходящее со звуком, светом, цветом и запахом в непосредственной близости от него и вокруг него – генерируется его движениями.

Как такое возможно? А вот именно с помощью терменвоксов. Терменвокс – идеальный ретранслятор. Он улавливает электромагнитные поля человека и дает возможность делать с полученным сигналом что угодно. Как угодно его интерпретировать и преобразовывать. Например, будучи подключенным к компьютеру, на котором установлен нужный софт, терменвокс позволяет преобразовывать эти колебания, получаемые в результате человеческих движений, в звук любой высоты, любой громкости, любого тембра (и не только просто в звук, но и в группу звуков и в последовательность звуков). Точно так же терменвокс дает возможность превращать колебания, вызванные вашими движениями, в свет, цвет и видеоряд любых параметров (заданных художником).

Собственно, дальше все зависит от программистов, композиторов и художников. Тут уже их дело – сделать так, чтобы в таком помещении, где в каждом углу установлены замаскированные передатчики-терменвоксы, все было красиво и гармонично. И чтобы людям было интересно и приятно там находиться. Чтобы люди чувствовали, что от них кое-что зависит, но не могли бы генерировать полнейший хаос… Такое легкое дежавю, приятное чувство своей божественности и артистичности, но не более того… То есть по сути это один из эффектов, которые оказывает на психику человека ЛСД.

theremin_mix.jpg

Разумеется, тут требуется огромная предварительная работа, которую должны проделать программисты, композиторы, художники и, например, режиссер. А во время самой вечеринки – несмотря на то что все происходящее уже будет максимально точно запрограммировано (и только у посетителей будет неизменное чувство того, что происходит в чистом виде гениальная импровизация) – потребуется все же постоянный контроль со стороны операторов-диджеев, которые будут, сидя за компьютерами, иногда корректировать и перенаправлять ход вечеринки.

Говорит Андрей Смирнов: «В интерактивной музыке исполнитель (часто он же и композитор) имеет власть над своей музыкальной партитурой, он сам пишет алгоритмы, по которым взаимодействует со своей партитурой, и материал может развиваться не запрограммировано, но только поддаваться определенному контролю. Это может быть контроль просто на уровне управления темпами (то, что не доступно секвенсерам): мы можем вводить определенное ритмическое дыхание, играть вместе с живыми музыкантами следуя за ними, а не навязывая им свой метроном. С другой стороны, контроль может быть гораздо более изощренным».

Именно такой изощренный контроль и нужен в случае с этим моим интерактивным клубом. Я думаю, что технически это возможно на все сто процентов. И я еще раз хочу рассеять ваши опасения относительно возможного хаоса и дисгармонии, которые могут якобы твориться на таких вечеринках. Конечно, если сейчас просто с бухты-барахты взять обычные терменвоксы, подключить их к макинтошу через midi-протокол, наворотить в программе Max msp каких-нибудь там алгоритмов и попытаться что-то такое устроить, то получится не более чем робкий эксперимент, каковые уже устраивались не раз. Но вот если нанять, во-первых, штат программистов, инженеров, физиков, композиторов, художников по свету, звукорежиссеров, дать им необходимое оборудование, поставить перед ними четкую задачу, платить им хорошую зарплату за то, чтобы эта задача была реализована в определенный срок… Тогда все можно довести до абсолютно филигранного и четко просчитанного, совершенного, нового синтетического искусства.

Просчитывать и программировать надо будет многое уже даже на одном только звуковом уровне – от набора звуков, тембров и мелодий до максимально возможного их сочетания друг с другом и с максимальным количеством возможных движений человека (людей). То же самое и со светом, видеорядом и всем остальным. Возможно, что на первой стадии потребуется некое упрощение: чтобы, допустим, 10 движений для программы сводились к одному вариативному движению и так далее. Но в итоге все будет так или иначе усложняться и совершенствоваться. Просто потому что так будет интереснее.

Потребуются серьезные исследования (даже, скажем, фокус-группы, извините за выражение), прежде чем этот клуб станет действительно приятен и интересен людям. Но все это – реализуемо.

Со временем появятся специальные композиторы, которые будут специализироваться именно на написании «вечеринок» для интерактивных клубов. Появятся специальные наркотики, которые будут адекватно взаимодействовать с этими интерактивными средами. Но факт остается фактом: это один из вариантов развития музыки на ближайшее будущее. И развития искусства вообще. И развития массовой культуры, в частности.

И тот, кто сейчас рискнут вложить в разработку этого мультимедийного комплекса, допустим, несколько миллионов долларов, получит через несколько лет столько же миллиардов и даже больше. (Мне не очень верится, что сейчас найдутся такие смелые люди, но когда-нибудь они точно найдутся. По крайней мере, я этих людей ищу.)

theremin2.jpg

Следующим шагом будет то, о чем говорили Ландерс и Смирнов (о синтезировании музыки через преобразование биотоков мозга). Но «это уже крайность», как сказал Андрей Смирнов…

…А на выходе из такого клуба, в конце вечеринки посетитель сможет получить уникальный, созданный отчасти им самим аудио-видео микс. Ведь каждая такая вечеринка все же будет оригинальна. На основе набора звуков, мелодий, лупов, видео и прочего каждый раз будет создаваться новая вариация их сочетаний, потому что люди будут каждый раз – разные, и на каждой вечеринке будет складываться оригинальная комбинация образов, полученных от движений посетителей клуба. И хотя каждая такая комбинация должна быть, по идее, просчитана, но вариантов полученного результата, который будет фиксироваться на цифровой носитель, может быть все же множество. (Тут подчеркну: просчитана будет не комбинация возможных одновременных движений нескольких человек. Это, наверное, все же невозможно, так как человек обладает загадочным параметром под названием «воля», и не всегда ведет себя, как робот. Просчитано будет то, что можно просчитать, а именно: комбинация возможных реакций воспринимающего и преобразующего устройств, и если какое-то действие человека совсем не вписывается в то, что задумано и просчитано, то оно просто может не выводится в виде звука, света, цвета и так далее. Или может выводиться, но ди-джеем-оператором, который в режиме онлайн, в наушниках все же слышит эти возможные отклонения от сценария вечеринки и может, посчитав их результат интересным, вывести их в зал).

В общем, я могу сколько угодно писать на эту тему. Потому что очень хорошо представляю себе такую вечеринку и такой клуб. Я даже знаю людей, которые могли бы все это разработать. И тут все, конечно же, упирается в деньги. Давайте деньги, господа предприниматели. И я берусь сделать такой клуб! Кто будет первым, тому и карты в руки.

Если вы заинтересовались идеей создания такого интерактивного клуба, и можете что-то предложить, пишите мне gleb (dog) peremeny.ru

P.S.

В качестве послесловия приведу несколько видеороликов по теме. В них терменвокс использован все еще достаточно примитивно, но уже подключен к компьютеру через миди. И посмотрев это, уже можно точнее вообразить, чего можно с помощью этого прибора достичь, если его усовершенствовать. Впрочем, как верно заметил Андрей Смирнов в своем ответе на мой этот текст и вопрос «стоит ли вообще за это браться, не слишком ли идея такого пространства наивна или напротив – пока что технически неосуществима… Либо осуществима, но при очень больших капиталовложениях?» — «нет смысла противопоставлять принцип терменвокса видео-системам и т.п. Для аттракциона – все системы хороши, каждая по-своему. Все зависит от контекста и правил игры.» (полностью его письмо привожу в комментарии к этому посту).

А в следующем посте опубликую свою переписку с мультимедийным художником Ольгой Кумегер по поводу терменвокса.

Или вот тоже довольно примитивная попытка эмулировать виртуальную среду, аналогичную той, которую создает терменвокс. Тоже дает некоторое представление о том, чего можно достичь, если все это будет происходить в реале, а не на мониторе, и не так примитивно, а продуманно до мелочей…

А вот тут с помощью терменвокса контролируют видеоизображение:

Продолжение темы «Музыка будущего и будущее музыки»

комментария 2 на “Музыка будущего и будущее музыки 4. Интерактивный клуб”

  1. on 20 Июл 2009 at 10:09 пп Глеб Давыдов

    Получил письмо от Андрея Смирнова с ответом на вопрос «стоит ли вообще за это браться, не слишком ли идея такого пространства наивна или напротив — пока что технически неосуществима… Либо осуществима, но при очень больших капиталовложениях?»

    Привожу ответ полностью:

    Идея очевидна, стара, как жизнь и, безусловно, осуществима.
    В данном случае нет смысла противопоставлять принцип терменвокса видео-системам и т.п.

    Для аттракциона — все системы хороши, каждая по-своему. Все зависит от контекста и правил игры.
    Возникает вопрос: если идея не нова, почему нигде этого нет?
    Причины просты и банальны.

    Коммерческих интерактивных систем, готовых к вашим экспериментам, пока не существует.

    Существует множество различных сенсоров, систем motion-tracking и т.п. для кино и компьютерной анимации (естественно очень дорогих) и дешевые системы для художников, не ориентированные ни на какие конкретные коммерческие
    задачи, часто создававшиеся в качестве альтернативы коммерческим проектам.

    Если в коммерческих системах, как правило, за вас все уже заранее сделали, но они не пригодны для ваших целей, то в дешевых экспериментальных системах все, казалось бы, зависит только от вас, ваших средств, знаний, опыта, времени и мотивации. И стоит эта кухня копейки.

    Проблема, однако, в том, что объем знаний и опыта, необходимый для создания таких аттракционов, слишком велик.
    Думаю, эта задача по силам только опытной команде.
    При этом, скорее всего, ни одим уважающий себя художник, специализирующийся на подобных технологиях, заниматься всерьез такой системой не станет — побрезгует заниматься «попсой», если только ему не предложить хорошую
    гарантированную оплату.

    Но проект-то — на перспективу, и с неочевидными результатами.

    Думаю, проблема решится сама.
    Все будет так же, как было всегда в области музыкальной технологии.
    Лучшие коммерческие инструменты и программы появились на свет не в результате богатых коммерческих разработок, но как следствие абсолютно некоммерческих малобюджетных художественных проектов. Вспомните Джона Чоунинга и FM-синтез. Композитор создает для себя программу,
    инструмент, пишет музыку, по ходу совершенствует свой инструмент и, в конце концов, инструмент начинает жить собственной жизнью, на него находится покупатель и т.п. Дольше скучно.

    Готовых алгоритмов, позволяющих быстро строить интерактивные системы, с которыми каждому было бы нескучно общаться хотя бы 5 минут, никто пока не придумал. Но придумают. Сначала как художественные проекты.

    Всего хорошего,

    Андрей

  2. on 04 Дек 2009 at 11:15 пп admin

    кое-что по теме

НА ГЛАВНУЮ БЛОГА ПЕРЕМЕН>>

ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ: